Священная Римская империя, Северо-американские Штаты, Российская империя – планетарный размах в пространстве.
И четыреста лет разброса во времени!
Казалось бы, что у них общего?
У Дюрера. Чепмэна. Малевича.
На гербе города под именем «Noerenberg» («Скалистая гора»), где родился Дюрер изображена птица-женщина.
Имя покровительницы Нюрнберга нимфа Норис созвучно скандинавскому понятию «норна». Волшебниц было три : Урд, Верданди и Скульд, они были наделены чудесным даром определять судьбы людей и богов; ведали тем, что прошло, что длится и тем, что предстоит.
Так же непостижимы для людей были деяния мойр:
Клото сплетала нить судьбы из всего, что попадёт ей в руки;
Лахесис вообще, не глядя, сплетала нити судеб разных людей между собой . . .
Так или иначе в судьбы сына венгерского ювелира Альбрехта Дюрера, североамериканского почтмейстера Ноя Чепмэна и курского чертёжника Каземира Малевича оказался вплетенным квадрат.
Дату создания резцовой гравюры по меди «МЕЛАНХОЛИЯ» Дюрера 1514, можно увидеть на соседних клетках КВАДРАТА ЮПИТЕРА в правом углу композиции( см.фото перед заголовком).
В это время Америку только что открывали. Потом начали заселять и осваивать.
Этот же квадрат Юпитера американский почтмейстер взял за основу своей головоломки, завоевавшей умы соотечественников после 1878 года.
Головоломка представляла собой набор из 15 одинаковых квадратных костяшек с нанесёнными на них числами от 1 до 15, лежащих в квадратной коробке.
Длина стороны коробки была в четыре раза больше длины стороны костяшки, поэтому в коробке оставалось незаполненным одно квадратное поле.
Цель игры сознательно упрощена — упорядочить костяшки по возрастанию номеров, перемещая их внутри коробки, желательно сделав как можно меньше перемещений.
Журналы того времени так описывали «начало безумной популярности» годоволомки:
«Вероятно, Н. П. Чепмэн, почтмейстер из Канастоты, в течение ближайших нескольких недель будет самым проклинаемым человеком в стране. Он изобрёл Игру в 15».
В это же время в Киеве родился будущий автор «Черного квадрата» и философского трактата «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой».
Нить истории непрерывна и порой невидима неощутима для нас. До времени.
Когда в мои руки попала пластмассовая коробочка с цифрой 15, она стала моим первым гаджетом-наладонником.
Радость освоения новой игры была созвучна началу космической эры.
Но быстро прошла, как и уверенность, что «нынешнее поколение трудящихся будет жить при коммунизме».
Лишь через полвека я вспомнил эту незатейливую головоломку.
Она тоже не стояла на месте, развивалась, менялась в лице.
Было выпущено множество вариантов головоломки. В некоторых вариантах вместо упорядочивания чисел ставится цель восстановить некоторое изображение.
Оказалось, что вместо чисел могут использоваться буквы; например,
С Л О Н
С П И Т
С Т О Я
А В Ы ?
…Образ «черного квадрата», в котором содержится всё, окончательно оформился у Малевича, когда он увидел маленького гимназиста, идущего по протоптанной в неглубоком снегу тропинке: его ранец практически скрывал его самого, и было такое впечатление, что это живой прямоугольник; равенство же его сторон означает, что это — квадрат, и этот квадрат представляет собой всё, что с этим человеком уже произошло, и всё, что с ним станет...
#
Мы привыкли, что миром правит ЧИСЛО.
Пифагор считал его основой мира.
Эту мысль потомки повторяли с вариациями: всё есть число; Миром правит число.
Но сын Мнесарха, резчика по драгоценным камням, предугадал, что никто не мудр, ибо человек не в силах достичь всего, он может лишь стремиться к мудрости.
Число лишь помогает убедиться, постичь, что миром правит вибрация.
Художник, отображающий красками предметный мир, не обязательно знает длины волн красной или зелёной спектральной линии солнечного луча, разложенного призмой в радугу!
Черный квадрат – символ познаваемого нами мира, готового родиться, явиться перед нами мыслями, образами, числами – кому как повезёт!
Квадрат Малевича был частью триптиха. Черный квадрат. Черный круг. Черный крест.
Мне же понадобится диптих-инсталляция.
Две квадратные коробки, заполненные наборами из 16 одинаковых квадратных костяшек.
Только без чисел. В правой коробочке белые. В левой – чёрные.
Длина стороны коробки по-прежнему в четыре раза больше длины стороны костяшки.
Белый квадрат и Черный квадрат. Они перед вами.
Начнём?!
Цель игры — создать из них сначала шахматную доску (фрагмент)
Потом — фигуры (в том числе и слонов, спящих стоя!)
Продолжение следует...
http://proza.ru/2020/07/04/1121.
Будет интересно!